НУЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ - СТАНЦИЯ НОВОКУЗНЕЦКАЯ |
Метро «Новокузнецкая»
«Новокузнецкая» — станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена.
Расположена между станциями «Театральная» и «Павелецкая».
Находится на территории района «Замоскворечье» Центрального административного округа города
Москвы.Станция открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена
во время Великой Отечественной войны 20 ноября 1943 года на действующем перегоне
«Площадь Свердлова» (ныне — «Театральная») — «Павелецкая». С 1 января 1943 года поезда
на уже действующем участке «Театральная» — «Автозаводская»
следовали через «Новокузнецкую» без остановки. Изначально
название писалось через дефис — «Ново-Кузнецкая».
В проекте носила название «Климентовский переулок».
Название — по Новокузнецкой улице и не имеет никакого отношения к городу Новокузнецк,
который в то время назывался Сталинск.
Проект станции в 1946 году году удостоен Сталинской премии 1-й степени.
Имеется наземный вестибюль в форме ротонды, облицованный изнутри мрамором
«уфалей» (авторы — И. Г. Таранов, Н. А. Быкова).
Внутреннюю отделку вестибюля украшают барельефы работы Г. И. Мотовилова,
а также мозаика В. А. Фролова «Парад физкультурников».
Выход из вестибюля на Пятницкую улицу.
Из центра зала по эскалаторным наклонам можно осуществить пересадку в оба зала станции
«Третьяковская» Калужско-Рижской и Калининской линий.
Переход в южный зал сооружён в 1970 году,
в этих целях центральной зал «Новокузнецкой» был удлинён. Построенные при этом пилоны
заметно отличаются от старых. Переход в северный зал из центральной части станции
открыт в 1985 году. В 1996 году был сооружён дополнительный переход
в южный зал станции «Третьяковская».
Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения
(глубина заложения — 37,5 м).
Авторы проекта — И. Г. Таранов и Н. А. Быкова. Построена по типовому проекту.
Диаметр центрального зала — 9,5 м, боковых — 8,5 м. Обделка из чугунных тюбингов.
Внутренний интерьер станции богат элементами художественного оформления.
Тема оформления — стойкость и борьба советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Пилоны и свод станции облицованы прохоро-баландинским мрамором и украшены барельефами,
изображающими эпизоды боевых операций
(скульпторы — А. Е. Зеленский, Н. В. Томский, С. Л. Рабинович, Н. М. Штамм).
Особое место занимают великолепные скамьи из белого сибирского мрамора,
которые некоторые мифотворцы припысвают к карарскому мрамору из храма Христа Спасителя.
На потолке, напротив каждого из проходов к платформам, расположено шесть мозаичных панно,
выполненных В. А. Фроловым по эскизам А. А. Дейнеки в блокированном Ленинграде
(после гибели художника вывезены из осаждённого города моряками Ладожской флотилии)
и посвящённых героическому труду советских людей в тылу.
Их темы, начиная от эскалатора: садоводы, сталевары, машиностроители,
строители-высотники, авиаторы, лыжники.
Панно с мирными сюжетами были задуманы еще до войны
и предназначались первоначально для станции «Павелецкая» .
Зал пересекает ряд торшеров, расположенных под панно.
На эскалаторном наклоне — скульптурная вставка работы Н. В. Томского в виде щита,
обрамлённого знамёнами, оружием и лавровыми венками и имеющего в центре надпись:
«Слава доблестным бойцам Великой Отечественной войны».
В переходе в южный зал станции «Третьяковская» находится мозаичное панно
«Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков»
(автор — Б. В. Покровский);
до удлинения центрального зала в 1970 году (в связи со строительством перехода)
панно находилось в его южном торце.
Выход в город на улицу Пятницкая.
Переход на станции Третьяковская Калужско-Рижской линии и Третьяковская Калининской линии.
За 67 лет существования название не менялось.